ИАЦ «Кабар»: Нооруз – древний праздник весны

926 просмотров Аналитика 0

Нооруз - праздник весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года у персоязычных и тюркоязычных народов Кыргызстана, Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. Он отмечается в день весеннего равноденствия - 21 марта.

В сентябре 2009 года этот праздник был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а в конце февраля 2010 года 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта «Международным днем Нооруза».

Как рассказал историк Александр Заболотний, «праздник Нооруз является одним из самых древних на Земле. Он был известен еще с дозороастрийских времен, его отмечали еще до VII века до нашей эры».

Древнегреческий историк Страбон писал об этом празднике: «В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья (Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь».

Считается, что происхождение праздника - древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратустры (вариант написания - Зороастр).

«По преданию, в этот день произошло много легендарных событий: «Заратустра был избран богом, чтобы принести людям счастье», мифический царь Тахмурас «отправил в темницу злых дивов и безжалостных людей», а «Гоштосп, царевна Каетун и Джомосп приняли веру Маздаясна», то есть зороастризм». Зарождение Нооруза также связывают с мифическим царем Джамшидом, на которого в этот день упали лучи солнца.

Старейший источник, где упомянуто празднование Нооруза - это священная книга зороастризма «Авеста». Согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась «в шести видах» (небо, вода, земля, растения, животные и человек).

Как заявил Заболотний, «празднование Нооруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца».

Стоит отметить, что этим Нооруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл. Так как год по солнечному календарю содержит 365 (366) дней, а лунный - 354 (355) дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперед.

«По старым тюркским легендам, этот день был днем, когда тюркский народ спасся из окружения. Иными словами, в этот день тюрки вышли из Эргенекона (территория, окруженная горами). Поэтому Нооруз был принят тюрками, как начало Нового года и отмечается до настоящего времени», - отметил историк.

Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник не только пережил арабское завоевание, но и стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. В странах бывшего СССР его справляют как национальный: кыргызы, татары, казахи, башкиры, таджики, узбеки и многие другие народы.

В ряде стран Нооруз объявлен государственным праздником, а 21 марта - выходным днем.

Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу.

Сам праздник начинается затемно, когда, надев новые одежды, вся семья собирается за столом, на который ставят новую посуду.

Готовится плов. Ведь в Центральной Азии ни один праздник не обходится без него. Но главными на столе будут гуджа (у некоторых народов халим или халиса) и сумёлёк (сумаляк, саману, сумалек). Процесс приготовления этих блюд длительный и трудоемкий.

Как рассказала кулинар Айнура Жапарова, «для приготовления сумёлёка у огромных котлов собираются все женщины в большой семье, а в городах - соседки, по очереди беспрерывно помешивая варево, чтобы блюдо не пригорело. Ночь превращается в женские посиделки с разговорами, песнями и даже танцами.

Утром сумёлёк раздают всем, кто участвовал в приготовлении или внес свою долю продуктов. В свою очередь, эти люди угощают им своих родственников и знакомых, разнося его в пиалах по домам».

«После охлаждения блюдо подается к столу. При этом считается, что по изображению, которое проявится на поверхности сумёлёка, определяют, что сулит новый год, а само блюдо наделяет людей физическими и духовными силами», - рассказала Жапарова.

Пришедшим на праздник гостям хозяин протягивает блюдо с едва проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к возрождению всего живого.

Как поведал житель одного из сёл Чуйской области Азамат Мырзакасымов, «праздничный ритуал не ограничивается сладким, добрым застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Нооруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. До позднего вечера продолжается веселье и смех. Наутро праздник не утихает, хотя уже и не с той пышностью, а просто в домашнем кругу».

«В древние времена Нооруз праздновали 13 дней. В конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год. Такова была примета. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой, в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие», - рассказал историк Александр Заболотний.

Как отметил историк, «эта традиция сохранилась в Иране, где празднование Нооруза длится обычно в течение 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече самого праздника и посещению родных и друзей. Девятый день известен как шахский Нооруз, а тринадцатый день как «Тринадцатое вне дома».

«Люди вместе со своими родственниками проводят 13-й день весны на лоне природы, как бы примиряясь с ней. И таким образом связанные с наступлением Нового года празднества заканчиваются посещением вечно живой природы и размышлением о знамениях сотворения», - заключил историк.

ИАЦ «Кабар» поздравляет всех с наступающим светлым, тёплым праздником весны и желает всем мира и добра!

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий