ИАЦ "Кабар": Кыргызстан-Казахстан: Две позиции на одну реальность

1715 просмотров Аналитика 0

Почти месяц Казахстан продолжает создавать различного рода препятствия для Кыргызстана и его производителей. В результате усиления Казахстаном контроля за перемещением грузов из Кыргызстана у границы образовалось большое скопление грузовых машин. Ранее проблема перехода границы между двумя странам ощущали на себе и граждане Кыргызстана, но после переговоров на уровне премьер-министров данный вопрос был решен. Также сообщалось, что казахстанские правоохранительные органы проводят рейды внутри страны, направленные на выявление нелегальных граждан Кыргызстана. Тем не менее, по прошествии около месяца вопрос открытия границ для грузов и товаров из Кыргызстана остается нерешенным, и оба государства продолжают вести переговоры. Но интересным является то, что Казахстан все время приводит новые причины относительно закрытия границ. А Кыргызстан в свою очередь ищет пути выхода из сложившейся ситуации.

Косвенная причина закрытия границы

В конце сентября между Кыргызстаном и Казахстаном разразился дипломатический скандал. Его причиной стала встреча президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с кандидатом на пост президента Кыргызстана Омурбеком Бабановым. Это событие вызвали негодование со стороны руководства Кыргызстана, и встреча была расценена как попытка Астаны «повлиять на выбор народа» и вмешательство во внутренние дела. Власти Казахстана поспешили подчеркнуть, что Назарбаев ранее встречался с другим кандидатом С.Жээнбековым, и во время этих встреч он не выступал в пользу кого-либо из кандидатов в президенты Кыргызстана. Но стоит отметить, что встреча С.Жээнбекова с Н.Назарбаевым проходила в тот момент, когда он занимал пост премьер-министра страны, и носила официальный характер.

Как отмечают эксперты, Казахстан пошел на закрытие границы с Кыргызстаном именно из-за заявления президента Кыргызстана А.Атамбаева о том, что Астана пытается повлиять на ход выборов. Следовательно, последние попытки властей соседнего Казахстана оправдать закрытие границы разными способами еще больше указывают на политическую составляющую в данном вопросе, а не на экономическую.

Попытки Кыргызстана

Для того чтобы решить вопрос перехода границы власти Кыргызстана предприняли несколько попыток.

11 октября премьер-министр КР Сапар Исаков в рамках участия в заседании Высшего Евразийского экономического совета переговорил с президентом РК Нурсултаном Назарбаевым и проинформировал его о ситуации на кыргызско-казахской границе.

Во второй раз Исаков посетил Казахстан, где он встретился со своим коллегой Бакытжаном Сагинтаевым. В узком и расширенном формате встречи были рассмотрены вопросы, касающиеся пограничного, транспортного, фитосанитарного и ветеринарного контроля, таможенного и налогового администрирования с учетом соответствующих норм и правил ЕАЭС и ВТО. По итогам переговоров стороны договорились с 00.00 часов 19 октября этого года обеспечить приоритетный порядок пересечения казахстанско-кыргызстанской границы для физических лиц с личным багажом, регулярных пассажирских рейсовых автобусов, легкового автотранспорта, порожних грузовых автотранспортных средств.

Кроме того, было принято решение о создании рабочей группы под председательством первых заместителей премьер-министров РК и КР для подготовки совместной «дорожной карты» по актуальным вопросам двусторонних экономических отношений.

25 октября на заседании совета в расширенном формате, прошедшего под председательством КР, правительством Кыргызстана была предпринята еще одна попытка решить вопрос.

«На сегодня этот вопрос не решается. Мы хотели бы надеяться, что наши казахстанские друзья будут решать эти вопросы, потому что наша договорно-правовая база дает нам все основания говорить о том, что транспортные средства, груженные нашими товарами, не должны простаивать, а должны проезжать, как это прописано в наших договорах», — подчеркнул Сапар Исаков в ходе заседания.

Тем не менее, вопрос по границе так и не решился, а «дорожная карта» не была подписана казахстанской стороной. Примечательным является и то, что за все время, что граница между двумя странами остается закрытой, власти Кыргызстана не затрудняли въезд в республику со стороны Казахстана.

Между тем, от одностороннего закрытия границ страдают граждане самого Казахстана и других стран. И, осознавая это, кыргызстанцы начали помогать водителям грузовых машин, направляющимся через границу Казахстана. Местная диаспора казахстанцев организовала питание для них так же, как и жители Таласа. Видя происходящее, 25 октября президент Кыргызстана А.Атамбаев распорядился выделить 1 млн. сомов на организацию питания людей, ожидающих на границе.

Видение по казахстански

10 октября с 18.00 пропуск Казахстаном транспортных средств и лиц в пунктах пропуска на кыргызстанско-казахстанской государственной границе начал осуществляться в усиленном режиме. У границы к следующему дню скопилось большое число граждан и грузовых машин с различными видами товаров, направляющихся в сторону Казахстана и России.

Первой попыткой оправдать перекрытие границы с Кыргызстаном была сделана со стороны КНБ РК. В ведомстве, которое до этого не выступало с подобными заявлениями, отметили, что это исключительно плановая пограничная операция, целями которой являются пресечение противоправной деятельности в пограничном пространстве, выявление лиц, причастных к террористической, контрабандной и иной преступной деятельности, проверка соблюдения пограничного режима и миграционного законодательства. Однако на примере других стран можно наблюдать, что заблаговременное оповещение своих партнеров о планируемых мероприятиях позволяет избежать каких-либо проблем для простых граждан.

Вторая попытка казахстанской стороны оправдать перекрытие границы была сделана министром информации и коммуникации РК Д.Абаевым. По его словам, из-за проведения плановой работы усилен контроль по всему периметру государственной границы Казахстана. «Насколько мне известно, в связи с президентскими выборами аналогичные меры предприняты и другими сопредельными государствами. Это нормальная практика», - сказал министр.

Однако со стороны сопредельных Узбекистана, Таджикистана и Китая информация о перекрытии границ не поступала, как и информации о том, что власти указанных государств ведут плановые работы из-за выборов в Кыргызстане.

К примеру, число переходящих границу из Кыргызстана в Узбекистан за последние несколько месяцев увеличилось с 40 тыс. до 150 тыс. человек. Транспортные средства также не испытывают проблем при пересечении границы. На границе с Таджикистаном также не наблюдается проблем при переходе людей и транспортировке грузов. А Китай, который бдительно следит за происходящими процессами в странах региона, и вовсе не намерен перекрывать границу.

Еще одна версия того, почему граница перекрыта, была озвучена 15 октября Министерством информации и коммуникации РК. В сообщении ведомства было сказано, что усиление контроля на границе связано с исполнением законодательства ЕАЭС с целью сокращения объема «серого» импорта.

Из разноречивых заявлений государственных органов соседнего государства следует, что Казахстан каждый раз вводил в заблуждение общественность и оттягивал время для следующего оправдания своих действий. Стоит отметить, что первой жертвой подобных действий стала гражданка Казахстана, которая скончалась, так и не перейдя границу при возвращении домой.

Обвинения и запреты

Наряду с заявлениями о причинах перекрытия границы власти Казахстана ввели запреты на продукцию и на рабочую силу из Кыргызстана.

Так, например, через день после перекрытия границы Министерство внутренних дел Казахстана сообщило об успешности проведения операции «Нелегал-2017», в ходе которой за пределы страны было выдворено более 1600 граждан других стран. Большая часть из них были граждане Кыргызстана.

Позже в отношении пяти кыргызстанских молокоперерабатывающих предприятий Казахстан ввел запрет на поставки продукции. Причина, по данным казахстанской стороны, заключается в нарушении фитосанитарных норм.

Появилась также информация о том, что Казахстан намерен ввести запрет на экспорт угля в другие страны, что явно указывает на тот факт, что Кыргызстан зимой может остаться без казахстанского угля.

Помимо этого, 25 октября премьер-министр РК Б.Сагинтаев на заседании Межправительственного совета ЕАЭС в Ереване обвинил правительство Кыргызстана в слабом таможенном администрировании. По его словам, в прошлом году, согласно данным КНР, из Китая в КР были импортированы товары на 2,6 млрд. долларов США, тогда как, по информации Кыргызстана, цифра составила 900 млн. долларов. По словам главы Правительства РК, из-за этого бюджет ЕАЭС теряет миллиарды долларов.

Подобные обвинения прокомментировал в интервью местном СМИ председатель Государственной таможенной службы Кыргызстана Азамат Сулайманов, который заявил, что слова премьера Казахстана некорректны.

«У Казахстана точно такая же картина - данные Китая превалируют над их данными. Разница в торговом обороте тоже приличная: насколько я помню, за 2016 год она составила порядка 4,6 млрд. долларов", - сказал А.Сулайманов.

По его словам, разница в цифрах объясняется двумя причинами. Во-первых, метод учета товарооборота в Китае отличается от методов стран СНГ и, в частности, ЕАЭС. Последние используют так называемый стоимостный индикатор, выставляя условную цену товара, из которой высчитываются пошлины и налоги, тогда как КНР предоставляет только общие данные в товарном разрезе.

Другая причина в том, что имеются проблемы в системе учета транзитных товаров из КНР. Как отметил глава Таможенной службы КР, по данным «UN Comtrade», Китай экспортировал в Узбекистан товары на 2 млрд. долларов, а в Кыргызстан — на 600 млн. долларов больше. По мнению главы таможни, эти цифры несопоставимы, учитывая, что в РУз больше и население, и объемы экономики.

Сулайманов пояснил, что китайские таможенники приписывают объемы экспорта в страну первого транзита, а не конечного. С его слов, у Казахстана аналогичные проблемы, потому что через эту республику поступают товары в Узбекистан и Туркменистан, и КНР также приписывает чужой импорт РК.

Следовательно, по словам Сулайманова, «некорректно озвучивать обвинение, имея такую же проблему», добавив, что здесь «заметны политические мотивы».

Таким образом, указанные выше моменты подтверждают мнение о том, что в попытке Казахстана ограничить ввоз продукции из Кыргызстана больше политической составляющей, нежели экономической.

Поэтому Кыргызстану необходимо уже в срочном порядке реализовывать строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, чтобы не быть зависимыми от промежуточных государств, стоящих на пути к истинным стратегическим партнерам в лице России, а также диверсифицировать поставки сельхозпродукции в другие страны. Такие слова озвучил президент КР А.Атамбаев в Бишкеке на встрече с новоприбывшими Послами зарубежных стран.

Президент Кыргызстана воспользовался случаем также заявить, что Кыргызстан «возлагал слишком большие надежды на ЕАЭС», и то, что действия Казахстана отражают, что ЕАЭС оказался перед проблемой, которая может грозить определенными последствиями в будущем.

Эрмек Абдрисаев

ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий